7:37 PM Нарезной ствол | |
Ждете от двухколесника стабильности - "зарядите" камеру сгорания. Камера сгорания (КС) двухтактника образована донышком поршня (в положении при подходе к ВМТ) и поверхностью головки цилиндра и схожа с топкой обычной печки. Здесь процесс осложнен тем, что после каждого непродолжительного по времени рабочего хода поршня приходится удалять сгоревшую порцию топливовоздушной смеси, а новую - воспламенить. Помимо этого система обязана равномерно и плотно загрузить КС "дровами". Даже бывалый кочегар не справится с такой задачей в одиночку. В двигателе же нормальное горение обеспечивается несколькими устройствами. Система зажигания посредством свечи воспламеняет свежую смесь в момент, соответствующий заданному углу опережения искрообразования. Карбюратор - "кочегар" приготавливает и подает в цилиндр столько бензовоздушной смеси и такого состава, сколько требуется на данном режиме работы двигателя. Качество очистки цилиндра от отработавших газов и наполнения свежим зарядом зависит от конструкции двухтактника: важно, есть ли у него лепестковый клапан, каковы размеры кривошипной камеры, сколько продувочных каналов и какой они формы. Для стабильного возникновения и быстрого распространения фронта пламени потоку заряда следует придать форму вихря, омывающего свечу зажигания. Если продувка несовершенна, то в КС останется часть продуктов окисления от предыдущего цикла, иначе говоря, раскаленные газы. Разбавленная таким образом смесь будет сгорать медленно, а без вихревого движения хуже воспламеняться. Понятно, что с такими "дровишками" мощность и экономичность мотора никудышная. Для серийных отечественных мотоциклетных двухтактников наиболее характерны полусферические КС с размещенной в центре свечой зажигания. С такой формой камеры даже незначительные отклонения в размерах или расположении впускных каналов нарушают вихревое движение в зоне свечи. Самому улучшить воспламеняемость можно - провести доводку впускных окон и каналов цилиндра. Однако эта операция трудоемкая и требует навыка. Проще создать гарантированный локальный вихрь, если нарезать два дополнительных канала. В качестве примера расскажем о доработке КС двигателя "ЗиД-50" мокика "Пилот". На снятой головке цилиндра по отложениям нагара в КС можно оценить качество продувки. Если зона, в которой расположена свеча зажигания, чистая, а изолятор центрального электрода светло-коричневого оттенка, - продувка в норме. К сожалению, чаще мы видим толстый слой нагара - это результат плохой воспламеняемости горючей смеси. Чтобы прорезать вихревые каналы, потребуются конусная шарошка (диаметром 6-8 мм), небольшая дрель, желательно с регулятором оборотов, полукруглый надфиль и немного наждачной шкурки. Разметим в КС две оси, расположенные параллельно ребрам охлаждения цилиндров и пересекающиеся в центре резьбового отверстия свечи зажигания (фото 1). Контуры завихрителей разметим напротив друг друга (фото 2). Форма каналов должна быть серповидной. Широкая часть, входная (шириной 8-10 мм), располагается на внешней стороне КС и заглублена в тело головки на 2-3 мм. Узкая часть каналов, выходная (шириной 3-4 мм), обращена к резьбовому отверстию свечи зажигания и заглубляется на 1 мм. Оси выходов завихрителей желательно сместить относительно друг друга на 1-2 мм. В этом случае электроды свечи будут лучше омываться встречными потоками свежей горючей смеси. Черновую обработку каналов проводим шарошкой (фото 3): "идем" от свечного отверстия к краям КС, постепенно увеличивая глубину резания. Заусенцы и глубокие риски зачищаем полукруглым напильником. Чистовую обработку, округление краев каналов и сглаживание мелких выступов проводим мелкой шкуркой. По окончании работ головку цилиндра промываем от стружки и абразива (фото 4). Дорожные испытания также подтвердили преимущества вихревой КС: двигатель стабильно запускался при низких температурах (-6°С), холостые обороты стали ровнее, а разгон - динамичней. Максимальные обороты повысились до 6200 об/мин (по сравнению со штатными 5500). Вывод: даже если вы убеждены в исправности системы зажигания и карбюратора, то доработка КС пойдет вашему мотору только на пользу. Не советуем разбирать двигатель до окончания гарантийного срока - вы лишитесь права на гарантийное обслуживание. Текст: Александр ЛЕБЕДЕВ, "Мото" и Павел МИХАЙЛОВ, специалист по ДВС, Москва Журнал "Мото" № 8/2001 г. | |
|
Всего комментариев: 0 | |